Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды МОУ «Кокуйская СОШ №2» по методике В.А.Ясвина, доктора психологических наук, проведена педагогическим коллективом школы.
I этап экспертизы – определение вектора, позволяющего типологизировать и характеризовать образовательную среду на основе диагностических вопросов и интерпретации ответов по шкалам «Свобода - Зависимость», «Активность - Пассивность» (Смотрите Приложение №1 «Построение моделирующего среду вектора»).
Путем простейшего математического построения в ходе I этапа был получен вектор, моделирующий творческую среду свободной активности, и определен коэффициент модальности для данного типа среды – 1,3 Творческая образовательная среда характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности. Только такая образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности. Но только этой среде так характерны хрупкость и неустойчивость. В творческой среде на первое место ставятся интересы и ценности ребенка, воспитатель подстраивается к ребенку, форма воспитания преимущественно осуществляется коллективная, наказание ребенка не практикуется, а проявление им какой-либо инициативы стимулируется и его творческие проявления находят положительный отклик. Исходя из данной краткой характеристики образовательной среды необходимо педагогическим работникам, создающим и развивающим ее, понимать и помнить, что от творческой позиции и деятельности каждого, направленных на поддержание принятых традиций, принципов, правил и т.п., зависит творческий характер среды, зависит достижение либо недостижение успеха.
II этап экспертизы – определение количественных параметров образовательной среды через ее формальное описание. Есть основание утверждать, что анализ психолого-педагогической организации образовательной среды носит инновационный характер и представляется перспективным, позволяя с новых позиций взглянуть на процесс управления образовательными ресурсами учебного заведения.
«Базовые параметры»:
1.
|
широта (структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в образовательную среду) |
4 балла |
2.
|
интенсивность (структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления) |
6 баллов |
3.
|
мобильность (показатель способности образовательной среды к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания) |
8, 5 баллов |
4.
|
осознаваемость (степень осознаваемости – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса) |
4,4 баллов |
5.
|
устойчивость (отражает стабильность образовательной среды во времени) |
7,6 баллов |
1.
|
эмоциональность (характеризует соотношение в образовательной среде эмоционального и рационального компонентов) |
3,9 баллов |
2.
|
обобщенность (характеристика степени координации деятельности всех субъектов образовательной среды, высокая степень обеспечивается наличием концепции) |
6,6 баллов |
3.
|
доминантность (характеризует значимость локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса) |
7,5 баллов |
4.
|
когерентность (согласованность образовательной среды, пока-зывающая степень согласованности влияния на личность ло-кальной среды с влияниями других факторов среды обитания) |
7,3 баллов |
5.
|
активность (показатель социально-ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду) |
3 балла |
Параметры «второго порядка»