Татьяна Николаевна Малышкина,
учитель МОУ «Кокуйская СОШ №1»,
пгт. Кокуй
РЕШЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАЧ КАК ТРЕНИНГ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
Главной задачей современной школы является научить ребенка учиться в течение всей жизни. Анализ причин приоритетности именно такой задачи позволяет сделать следующий вывод: вместе с развитием определенных сфер и профессий (или их появлением) возникает спрос на профессионалов с навыками, соответствующими этим сферам. А какие это будут профессии и профессиональные сферы, какие требования к компетенциям работника они предъявят, никто не знает. Поэтому так важно «снабдить» ребенка не только предметными, но и метапредметными навыками. А если рассматривать в контексте будущей профессиональной успешности, то необходимо формировать и так называемые мягкие навыки, или soft skills.
Soft skills — навыки, необходимые для личной эффективности и работы в команде, — становятся все более важными в стремительно меняющейся экономике. Существует множество разных классификаций этих навыков, так Владислав Шипилов предприниматель, бизнес-тренер, основатель «SBA University», делит эти компетенции по четырем основным направлениям:
- Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем (умение слушать, убеждение и аргументация, нетворкинг);
- Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы (управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, энергия / энтузиазм / инициативность / настойчивость, рефлексия, использование обратной связи);
- Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными (системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление);
- Управленческие навыки (управление исполнением, планирование, постановка задач сотрудникам, мотивирование, контроль реализации задач, наставничество, менторинг, коучинг, ситуационное руководство и лидерство, ведение совещаний, подача обратной связи, управление проектами, управление изменениями, делегирование).
Рассмотрим способы формирования такого навыка эффективного мышления как системность.
Признанное классическим определение мышления дал в 1946 г. С.Л. Рубинштейн: «Мышление — это опосредованное … обобщенное познание объективной реальности … Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения и опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность» [2].
Однако понятие «системное мышление» в словарях психологических терминов не рассматривается, а встречается только в практической и научно-популярной психологии. Сычев И.А под системным мышлением понимает мышление, в процессе которого субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нём соответствующие системные свойства, отношения, закономерности [3]. Федосеева Ю.В. под системным мышлением понимает мышление, учитывающее все положения системного подхода — всесторонность, целостность, многоаспектность, взаимосвязанность, влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей, как новое видение с направленностью на интегративный синтез знаний, нацеленное на всестороннее познание предмета, отражающее разные стороны, аспекты объектов, на целостность, многомерность бытия [4]. Ляшко Е.Н. видит проявление системного мышления в следующих навыках и умениях: рассмотреть явление, процесс, педагогическую ситуацию как систему; выделять базовые элементы системы; рассмотреть систему как в статике, так и в динамике; генерировать идеи, творчески применять ранее усвоенные знания в условиях системного анализа и синтеза; критически оценивать ситуацию в условиях системного подхода, к анализу явлений; процессов; рефлексии в условиях реализации системного подхода к анализу явлений, процессов; анализировать и прогнозировать развитие системы; дать объективную самооценку эффективности системного мышления; самосовершенствования компонентов системного мышления [1].
Принимая во внимание, что такие умения, тем более в комплексе, не являются природными, а имеют «культурное происхождение», сделаем вывод о том, что в специально организованных условиях мы можем способствовать развитию системного мышления.
Одним из таких условий может быть решение кейс-задач. Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. В чем преимущества кейс-метода в решении задачи формирования системного мышления?
Рассмотрим формирование умений и навыков, характеризующих системность мышления в процессе решения кейсов в Таблице 1 (будем подразумевать, что решение кейсов осуществляется группой).
Таблица 1.
Этап решения кейса
|
Содержание этапа
|
Умения и навыки системного мышления формируемые на данном этапе
|
Пример решения кейса
|
Этап знакомства с ситуацией и ее особенностями
|
На данном этапе группа получает кейс (кейс может быть представлен как в текстовом, так и видео формате) и знакомится с ситуацией.
|
умение рассмотреть ситуацию как систему; умение выделить существенные, значимые элементы системы;
умение «отбросить» второстепенные элементы системы, не влияющие на ее устойчивость
|
Демонстрируется видеоролик о разговоре 2 педагогов. Один из них (предположительно завуч школы) в процессе беседы демонстрирует позицию «как бы чего не вышло» (своевременное выполнение всевозможных инструкций, боязнь выйти из шаблонного образа учителя). Другой, учитель истории, показывает, что не боится быть «на одной волне» с учениками, достаточно свободен в общении, причем сохраняет высокий авторитет. Дети его любят, уважают, многие увлечены предметом.
|
Выделение основной проблемы или нескольких основных проблем
|
На данном этапе группа выделяет проблему(ы) в предложенном кейсе. Вначале каждый участник группы самостоятельно формулирует увиденные им проблемы, а затем в ходе обсуждения группой определяются наиболее существенные проблемы, представленные в кейсе.
|
умение видеть систему в статике и динамике;
умение видеть существенные проблемы;
умение «отбрасывать» несущественные проблемы, то есть проблемы, не влияющие на уникальность системы
|
За кажущейся очевидной проблемой в данном кейсе (столкновение педагогических позиций, проблема взаимоотношений учителя и ученика) кроется проблема более объективная и системная. Проблема «человека в футляре». И если отбросить внешнюю ситуацию (разговор педагогов), понимаешь, что такой разговор мог состояться и в других условиях.
|
Этап перевода проблемы в задачи
|
Группа формулирует задачи, решение которых позволит устранить выделенные проблемы
|
умение анализировать и прогнозировать развитие системы;
умение критически оценивать ситуацию в условиях системного подхода
|
По выделенной проблеме «человека в футляре» можно сформулировать следующую задачу: создать условия, которые позволят учителю выйти из учительского шаблона, «выйти из футляра», «из рамок»
|
Этап обсуждения возможных вариантов решения выявленных задач
|
Группа генерирует возможные способы решения сформулированных задач
|
умение учитывать все актуальные влияющие на систему факторы;
умение демонстрировать многоаспектность способов решения;
умение осуществлять системный подход к решению задач;
умение генерировать способы решения задачи в условиях системного подхода
|
Предлагается набор ситуаций, в которых учителю будет необходимо обратиться к обучающимся как к равноправным партнерам. То есть ситуации, в которых этому учителю придется переступать через установки «как бы чего не вышло», принимать нестандартные, несвойственные ему решения
|
Этап выработки наилучшего решения
|
Группа определяет из всех возможных способов решения наиболее эффективный
|
умение выделять из всех взаимосвязанных аспектов наиболее общие и существенные;
умение анализировать и прогнозировать развитие системы
|
Например, предполагается, что школе нужно представить на конкурс литературно-историческую композицию. Как завуч школы учитель заинтересован в высоких результатах, а учитель истории соглашается на сотрудничество, только при условии личного участия администратора
|
Презентация решения
|
Группа продумывает способы презентации решения кейса, выбирает представителя для презентации
|
умение системно представлять решение
|
Устное изложение решения
|
Качественные кейс-задачи не подразумевают единственно правильного решения, но в этом как раз и главное преимущество этого метода в вопросе формирования системного решения. По мере совершенствования навыков решения кейсов будет развиваться способность обучающихся осуществлять системный подход к решению проблемы; способность видеть закономерности и связи; способность за очевидным видеть неочевидное, но системообразующее; способность генерировать различные способы решения проблемы, исходя из ее сложной взаимосвязанной структуры. Поэтому систематическое использование метода решения кейс-задач (то есть своего рода тренинг) будет способствовать развитию системного мышления.
Литература
- Ляшко Е.Н. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов — будущих педагогов. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Казань: 2009, — 196 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: Педагогика, 1989.
- Сычев И.А. Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2009. — 197 с.
- Федосеева Ю.В. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Магнитогорск, 2009. — 197 с.
- Гиневский А. https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills
- Шрагина Л. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления https://psyfactor.org/lib/shragina3.htm
|