Cайт учителя математики
Малышкиной Татьяны Николаевны




Как вы относитесь к 5 дневной учебной неделе?
Всего ответов: 66


  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Официальный информационный портал ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
  • Сайт Александра Ларина
  • Открытый банк заданий по математике


  • Главная » Статьи » Размышления

    РЕШЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАЧ КАК ТРЕНИНГ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

    Татьяна Николаевна Малышкина,

    учитель МОУ «Кокуйская СОШ №1»,

    пгт. Кокуй

     

    РЕШЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАЧ КАК ТРЕНИНГ

    ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

    Главной задачей   современной школы является научить ребенка  учиться в течение всей жизни. Анализ причин приоритетности именно такой задачи позволяет сделать следующий вывод: вместе с развитием определенных сфер и профессий (или их появлением) возникает спрос на профессионалов с навыками, соответствующими этим сферам. А какие это будут профессии и профессиональные сферы, какие требования к компетенциям работника они предъявят, никто не знает. Поэтому так важно «снабдить» ребенка не только предметными, но и метапредметными навыками. А если рассматривать в контексте будущей профессиональной успешности, то необходимо формировать и так называемые мягкие навыки, или soft skills.

    Soft skills — навыки, необходимые для личной эффективности и работы в команде, — становятся все более важными в стремительно меняющейся экономике. Существует множество разных классификаций этих навыков, так Владислав Шипилов предприниматель, бизнес-тренер, основатель «SBA University», делит эти компетенции по четырем основным направлениям:

    - Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем (умение слушать, убеждение и аргументация, нетворкинг);

    - Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы (управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, энергия / энтузиазм / инициативность / настойчивость, рефлексия, использование обратной связи);

    - Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными (системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление);

    - Управленческие навыки (управление исполнением, планирование, постановка задач сотрудникам, мотивирование, контроль реализации задач, наставничество, менторинг, коучинг, ситуационное руководство и лидерство, ведение совещаний, подача обратной связи, управление проектами, управление изменениями, делегирование).

    Рассмотрим способы формирования такого навыка эффективного мышления как системность.

    Признанное классическим определение мышления дал в 1946 г. С.Л. Рубинштейн: «Мышление — это опосредованное … обобщенное познание объективной реальности … Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения и опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность» [2].

    Однако понятие «системное мышление» в словарях психологических терминов не рассматривается, а встречается только в практической и научно-популярной психологии. Сычев И.А под системным мышлением понимает мышление, в процессе которого субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нём соответствующие системные свойства, отношения, закономерности [3]. Федосеева Ю.В. под системным мышлением понимает мышление, учитывающее все положения системного подхода — всесторонность, целостность, многоаспектность, взаимосвязанность, влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей, как новое видение с направленностью на интегративный синтез знаний, нацеленное на всестороннее познание предмета, отражающее разные стороны, аспекты объектов, на целостность, многомерность бытия [4]. Ляшко Е.Н. видит проявление системного мышления в следующих навыках и умениях: рассмотреть явление, процесс, педагогическую ситуацию как систему; выделять базовые элементы системы; рассмотреть систему как в статике, так и в динамике; генерировать идеи, творчески применять ранее усвоенные знания в условиях системного анализа и синтеза; критически оценивать ситуацию в условиях системного подхода, к анализу явлений; процессов; рефлексии в условиях реализации системного подхода к анализу явлений, процессов; анализировать и прогнозировать развитие системы; дать объективную самооценку эффективности системного мышления; самосовершенствования компонентов системного мышления [1].

    Принимая во внимание, что такие умения, тем более в комплексе, не являются природными, а имеют «культурное происхождение», сделаем вывод о том, что в специально организованных условиях мы можем способствовать развитию системного мышления.

    Одним из таких условий может быть решение кейс-задач. Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

    Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. В чем преимущества кейс-метода в решении задачи формирования системного мышления?

    Рассмотрим формирование умений и навыков, характеризующих системность мышления в процессе решения кейсов в Таблице 1 (будем подразумевать, что решение кейсов осуществляется группой).

    Таблица 1.

    Этап решения кейса

    Содержание этапа

    Умения и навыки системного мышления формируемые на данном этапе

    Пример решения кейса

    Этап знакомства с ситуацией и ее особенностями

    На данном этапе группа получает кейс (кейс может быть представлен как в текстовом, так и  видео формате) и знакомится с ситуацией.

    умение рассмотреть ситуацию как систему; умение выделить существенные, значимые элементы системы;

    умение «отбросить» второстепенные элементы системы, не влияющие на ее устойчивость

    Демонстрируется видеоролик о разговоре 2 педагогов. Один из них (предположительно завуч школы) в процессе беседы демонстрирует позицию «как бы чего не вышло» (своевременное выполнение всевозможных инструкций, боязнь выйти из шаблонного образа учителя). Другой, учитель истории, показывает, что не боится быть «на одной волне» с учениками, достаточно свободен в общении, причем сохраняет высокий авторитет. Дети его любят, уважают, многие увлечены предметом.

    Выделение основной проблемы или нескольких основных проблем

    На данном этапе группа выделяет проблему(ы) в предложенном кейсе. Вначале каждый участник группы самостоятельно формулирует увиденные им проблемы, а затем в ходе обсуждения группой определяются наиболее существенные проблемы, представленные в кейсе.

    умение видеть систему в статике и динамике;

    умение видеть существенные проблемы;

    умение «отбрасывать» несущественные проблемы, то есть проблемы, не влияющие на уникальность системы

    За кажущейся очевидной проблемой в данном кейсе (столкновение педагогических позиций, проблема взаимоотношений учителя и ученика) кроется проблема более объективная и системная. Проблема «человека в футляре». И если отбросить внешнюю ситуацию (разговор педагогов), понимаешь, что такой разговор мог состояться и в других условиях.

    Этап перевода проблемы в задачи

    Группа формулирует задачи, решение которых позволит устранить выделенные проблемы

    умение анализировать и прогнозировать развитие системы;

    умение критически оценивать ситуацию в условиях системного подхода

    По выделенной проблеме «человека в футляре» можно сформулировать следующую задачу: создать условия, которые позволят учителю выйти из учительского шаблона, «выйти из футляра»,  «из рамок»

    Этап обсуждения возможных вариантов решения выявленных задач

    Группа генерирует возможные способы решения сформулированных задач

    умение учитывать все актуальные влияющие на систему факторы;

    умение демонстрировать многоаспектность способов решения;

    умение осуществлять системный подход к решению задач;

    умение генерировать способы решения задачи в условиях системного подхода

    Предлагается набор ситуаций, в которых учителю будет необходимо обратиться к обучающимся как к равноправным партнерам. То есть ситуации, в которых этому учителю придется переступать через установки «как бы чего не вышло», принимать нестандартные, несвойственные ему решения

    Этап выработки наилучшего решения

    Группа определяет из всех возможных способов решения наиболее эффективный

    умение выделять из всех взаимосвязанных аспектов наиболее общие и существенные;

    умение анализировать и прогнозировать развитие системы

    Например, предполагается, что школе нужно представить на конкурс литературно-историческую композицию. Как завуч школы учитель заинтересован в высоких результатах, а учитель истории соглашается на сотрудничество, только при условии личного участия администратора

    Презентация решения

    Группа продумывает способы презентации решения кейса, выбирает представителя для презентации

    умение системно представлять решение

    Устное изложение решения

     

    Качественные кейс-задачи не подразумевают единственно правильного решения, но в этом как раз и главное преимущество этого метода в вопросе формирования системного решения. По мере совершенствования навыков решения кейсов будет развиваться способность обучающихся осуществлять системный подход к решению проблемы; способность видеть закономерности и связи; способность за очевидным видеть неочевидное, но системообразующее; способность генерировать различные способы решения проблемы, исходя из ее сложной взаимосвязанной структуры. Поэтому систематическое использование метода решения кейс-задач (то есть своего рода тренинг) будет способствовать развитию системного мышления.

     

     

    Литература

    1. Ляшко Е.Н. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов — будущих педагогов. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Казань: 2009, — 196 с.
    2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: Педагогика, 1989.
    3. Сычев И.А. Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2009. — 197 с.
    4. Федосеева Ю.В. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Магнитогорск, 2009. — 197 с.
    5. Гиневский А. https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills
    6. Шрагина Л. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления https://psyfactor.org/lib/shragina3.htm

     

     

     

    Категория: Размышления | Добавил: Татьяна (2021-03-11)
    Просмотров: 259 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    новости образования
    Форма входа
    статистика
    2024-11-24 11:12 AM
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Comments: 5
    Photo: 164
    News: 18
    Downloads: 50
    Publisher: 43
    Ad-board: 7
    Гостевая книга: 286
    Тесты: 10
    Данное эссе-это рассуждения, в первую очередь, рефлексирующего педагога, для которого предметом педагогического интереса является собственная деятельность. Между строчек так и слышатся вопросы: что я делаю, зачем я это делаю,почему я это делаю именно так, а не иначе? Другими словами, Вы стараетесь определить индивидуальные смыслы своей педагогической деятельности. Кроме того, Вы стараетесь видеть собственные проблемы и решать их. Вы как будто спрашиваете себя: Чего я хочу и что мне мешает это получить? Педагог, склонный к проблематизации, отходит от нерефлексивного отношения к своей практике, он начинает разбираться в себе, а понимая себя, он начинает лучше понимать другого человека. Татьяна Николаевна, Вы -учитель математики, но видно, что предмет не заслоняет ребенка, Вам интересен не столько предмет, сколько ребенок в этом учебном предмете. Сейчас много говорят о том, что основная проблема школы - не ребенок, а педагог, каким будет педагог, таким и будет образование, обучение, развитие. Мы часто слышим о гуманистической психологии, с точки зрения которой педагог должен быть с позитивной Я -концепцией. В своей практике я встречалась с учителями с негативной Я-концепцией, которые стремились свести к минимуму межличностное взаимодействие с детьми. Здесь же мы видим, что данный педагог готов общаться с любым ребенком и принимать его таким, какой он есть. Мне кажется, учитель, сравнивший урок с музыкой, - это гибкий,открытый, искренний педагог, с доверительно - диалогическим стилем общения, педагог, внутренне принимающий себя, а значит, и других. Желаю Вам, Татьяна Николаевна, творческих успехов!

    Да, Светлана Алексеевна, я ее в Сократовских чтениях публиковала

    Спасибо за эссе, сразу хочется творить, с Вашего разрешения мы поместим, под Вашим авторством это эмме на сайт учителей математики Забайкалья



    srets@mail.ru
    Сделать бесплатный сайт с uCoz