Cайт учителя математики
Малышкиной Татьяны Николаевны




Как вы относитесь к 5 дневной учебной неделе?
Всего ответов: 66


  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Официальный информационный портал ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
  • Сайт Александра Ларина
  • Открытый банк заданий по математике


  • Главная » Файлы » работы учеников » работы учеников

    Исследовательская работа "Семейный баланс"
    [ Скачать с сервера (55.9 Kb) ] 2021-03-03, 9:09 AM

    Введение

    Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» критики относят к социально-психологическим романам о процессе вырождения помещиков. Но бытовой сюжет, лежащий в основе романа, присутствует и в настоящее время. А именно, в семье, которую возглавляет деятельная, властная, предприимчивая женщина, добившаяся многого в деле укрепления финансового положения семьи, появляются не способные к самостоятельному решению проблем дети. И как следствие - полное исчезновение семьи  при сохранении финансового капитала.

    И, наоборот, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы встречаемся с не менее знакомой ситуацией. В богатой, но разорившейся семье, у родителей, лишенных какой-либо предпринимательской жилки, появляются дети - настоящие рачители семейного богатства, обладающие способностью возродить его и приумножить. И как следствие, укрепление семьи, появление перспектив ее развития.

    У меня возник ряд вопросов. Можно ли прогнозировать устойчивость семьи? Если да, то, как это осуществить? Решение я нашла в книге американского семейного консультанта и адвоката Джеймса И. (Джей) Хьюза-младшего «Богатство семьи: Как сохранить в семье человеческий, интеллектуальный и финансовый капиталы».

    В своей книге Джеймс Хьюз предлагает относиться к семье как к предприятию. Такая логика отношения предполагает использовать для планирования развития семьи инструментов, которые обеспечивают успех в бизнесе, в частности, составление баланса. Баланс - инструмент оценки текущего состояния и прогнозирования дальнейшего развития. В состав семейного баланса, по мнению Джеймса Хьюза, входят:

    - активы, представляющие собой совокупность человеческого капитала (личностей, образующих семью), интеллектуального капитала (совокупных знаний, которыми обладает каждый её член) и финансового капитала;

    - пассивы, представляющие собой внутренние риски (неудачное семейное управление, недооценка человеческого и интеллектуального капиталов семьи, смерти, болезни и др.) и внешние риски (инфляции, налоги, исторические условия и др.);

    - «акционерный» капитал семьи как итог семейного баланса, который складывается из успешности отдельных членов семьи и проявляется в преобладание  активов над пассивами, динамическое сохранение семьи в целом.

    Гипотеза исследования: если мы составим семейный баланс, то сможем оценить перспективы семьи.

    Цель: составить семейный баланс семей Головлевых и Ростовых для выявления тенденций  их развития.

    Задачи:

    1. Оценить активы семейного баланса, то есть совокупный капитал семей Головлевых и Ростовых;
    2. Оценить пассивы семейного баланса Головлевых и Ростовых;
    3. Выявить перспективы развития семей Головлёвых и Ростовых, оценив ее «акционерный» капитал.
    4. Сделать выводы о том, как обеспечить долговременное сохранение состояния семьи.

    Объект исследования: финансовые стратегии длительного сохранения семейного состояния.

    Предмет исследования: семейный баланс семей Головлевых и Ростовых.

    Методы исследования: составление семейного баланса (по алгоритму, предложенному Джеймсом Хьюзом-младшим).

    Практическая значимость исследовательской работы: идеи составления семейного баланса, как средства оценки устойчивости семьи и планирования ее дальнейшего развития, могут быть ценны  при построении собственной семьи, как для меня, так и для читателей этой работы.

    Семейный баланс Ростовых.

    Семья Ростовых – дворянская семья, относящаяся к высшему свету. В романе рассматриваются три поколения семьи в  период с 1805 по1820 г.г.

    Активы

    Человеческий капитал (состав семьи)

    I поколение – Ростовы графиня Наталья и граф Илья Андреевич.

    II поколение – сыновья Николай, Петр, дочери Вера и Наталья, приемная дочь Соня.

    III поколение – дети Николая (трое), Натальи (четверо – три дочери и сын). Кроме того в семье Николая Ростова ожидали четвертого ребенка.

    Оценка: человеческий капитал увеличивается. Прирост семьи во втором поколении составил 100 %, в третьем поколении 100 % по отношению ко второму и 200% к  первому.

    Интеллектуальный капитал

    (совокупность успехов членов семьи в различных сферах деятельности)

    Успешность Ростовых заключается в создании крепкой семьи, о чем свидетельствуют следующие факты:

    - отношения графа Ильи Андреевича и графини Натальи до последних дней были теплыми, трепетными;

    - Наташа своей поддержкой, своим ежесекундным присутствием буквально спасает, умирающую от горя мать, когда она узнает о гибели сына Пети;

    -  Николай Ростов в будущем спасает семью от разорения;

    - наличие характерных качеств для членов семьи: честность, порядочность, заботливость друг о друге, патриотичность, чувство чести.

    Оценка: все свои лучшие качества Ростовы приобретают по мере взросления, поэтому мы можем говорить, что интеллектуальный капитал семьи увеличивается. Причинами роста данного капитала являются:

    - система семейного воспитания, которая способствовала интеллектуальному, нравственному, духовному развитию членов своей семьи;

    -наличие традиций. Например, веселые танцы графа Ильи Андреевича с дочерью Наташей повторяются в играх Николая Ростова уже со своей дочерью Наташей: «его прыжки напомнили ему танцы, …, он думал о том, какою она будет, когда он начнет вывозить ее старичком и как, бывало, покойник отец танцовывал с дочерью Данилу Купора, пройдется с нею мазурку». В семье Ростовых традиционно дарили друг другу подарки и все, кто входили в семью, принимали их традиции: «Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссии матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам»;

    - благотворительная деятельность;

    -Илья Андреевич и графиня Наталья все свое время посвящали детям, их воспитанию и развитию, что соответствует законам бизнеса -  для того чтобы быть успешным 70-80 % времени, отводимого для управления, следует уделять росту активов.

    Финансовый капитал

    На начало романа Ростовы владеют домом в Москве, имением в Отрадном и пр., т.е. занимают не последнее место в жизни высшего общества.

    Пассивы

    Неудачное семейное управление

    В начале романа семья Ростовых очень обеспечена, поэтому гости спешат ко «всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской». Но затем семья беднеет, основная причина – жизнь не по доходам, чрезмерные расходы, непрактичность Ильи Андреевича. «При нашем образе жизни нашего состояния нам ненадолго», - отмечает графина Ростова. Не смотря на сокращение доходов, Илья Андреевич, да и графиня Ростова продолжают жить на широкую ногу, устраивать приемы, оплачивать ужины в Английском клубе и пр.

    Смерть

    За время повествования умирает граф Илья Андреевич, сломленный чередой жизненных неудач (потеря сына, разорение семьи). На войне погибает 16-летний Петр.

    Пагубные пристрастия

    Азартные игры (карты). Крупный проигрыш Николая Ростова (40000 рублей) и регулярные небольшие проигрыши Ильи Андреевича

    Кредиторы

    После смерти Ильи Андреевича Николай, приняв наследство вместе с долгами, рассчитывался с кредиторами.

    Внешние риски

    Отечественная война 1812 года

     

    Составив баланс семьи можно сделать следующие выводы:

    • Семья Ростовых сильна своими человеческим и интеллектуальным капиталами. В силу этого семье удается справляться с возникающими рисками. Поэтому активы семьи преобладают над пассивами, то есть мы можем говорить о положительном балансе;
    • Дети семьи Ростовых «инвестиционно привлекательны». В них видят надежных спутников.  Так, женой Николая Ростова становится богатая княжна Мария Болконская. Он, возглавив семью,  «так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым … занятием». Поэтому Николай в три года рассчитывается с долгами (принятыми вместе с  наследством), а затем и увеличивает финансовый капитал семьи. Так же хорошо свою семейную жизнь устраивает и Наташа Ростова. Ее  избранник становится таким же целостным и счастливым человеком: «после семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек».

    Поэтому я думаю перспективы семьи Ростовых очень хорошие.

    Семейный баланс Головлевых.

    Семья Головлевых – семья помещиков. Исторические условия – пореформенное буржуазное развитие России в 50-60 г.г. XIX в. В романе рассматриваются три поколения семьи.

    Активы

    Человеческий капитал

    I поколение – Головлевы Арина Петровна и Владимир Михайлович

    II поколение – сыновья Степан, Порфирий, Павел и дочь Анна

    III поколение – Владимир, Петр (сыновья Порфирия) и Аннинька,  Любинька (дочери-близнецы Анны)

    Оценка: Незначительный прирост человеческого капитала. Прирост семьи во втором поколении составил 100 %, в третьем поколении 0 % по отношению ко второму и 100% к  первому.

    Интеллектуальный капитал

    (совокупность успехов членов семьи в различных сферах деятельности)

     Если говорить о семье Головлевых, то невозможно назвать качества, которые были бы присущи всем ее членам, то есть, нет своего рода характеристического свойства, определяющего принадлежность к семейству Головлевых.

    Все дети получили образование, все определенное время находились на службе (за исключением Анны). Но при этом мы не можем отметить их ценность, ни как самостоятельной личности, ни как члена семьи, ни как представителя той или иной профессии.

    Лишь у Арины Петровны стоит отметить наличие качеств хорошего менеджера (умение быстро реагировать на ситуацию, способность самостоятельно принимать решения, умение ставить задачи и др.). Поэтому за период активного управления семьей Арине Петровне удалось значительно увеличить финансовый капитал: «Как за папеньку-то я шла, у него только и было, что Головлево, сто одна душа, да в дальних местах, где двадцать, где тридцать - душ с полтораста набралось! А у меня, у самой-то - и всего ничего! И ну-тко, при таких-то средствах, какую махину выстроила! Четыре-то тысячи душ - их ведь не скроешь!» Достигнуть таких результатов Арине Петровне удалось за счет удачного инвестирования: «И чудо какое: как я тридцать тысяч, …,надавала, так словно вот весь аукцион перерезала!», бережливого (порой до скупости) ведения хозяйства, скрупулезного учета.

    Только у Арины Петровны мы отмечаем заботу о членах семьи. Может быть, формальную, но, тем не менее, все дети получили образование, все получили материальное обеспечение. Сын Степан - дом в Москве, дочь Анна - деревню Погорелки, сыновья Порфирий и Павел получили в наследство головлевское имение. Для внучек, оставшихся после смерти дочери, Арина Петровна разместила капитал под опекунское управление, размер которого на момент получения составил 20000 рублей пятипроцентными бумагами.

    Оценка: небольшой интеллектуальный капитал семьи, роста нет, так как по мере взросления члены семьи деградируют, спиваются.

    Финансовый капитал

    Имение в Головлеве, свыше 4000 душ. Состоятельная семья.

    Пассивы

    Неудачное семейное управление

    Арина Петровна не обладала способностью выстраивать стратегию развития семьи и делегировать полномочия. Поэтому в семье не появился активный последователь,  преемник. Вследствие чего нарушается закон развития семьи: каждое новое поколение должно быть как первое, то есть каждое поколение должно быть активным, созидающим, преумножающим. Аналогично, если на предприятии или в бизнесе на смену управленческой команде придет не менее эффективная команда, тогда бизнес имеет шанс на развитие.

    Недооценка человеческого и интеллектуального капиталов

    - «выбрасывание кусков» детям Степану в виде дома в Москве и Анне в виде деревни Погорелки в обмен на отказ от наследства (т.е. вывод человеческого капитала из семьи);

    - Порфирий Владимирович отказывает в помощи своим сыновьям, что приводит к их смерти;

    - отсутствие семейного воспитания, семейных ценностей, традиций и как следствие абсолютное обесценивание человеческой жизни.

    Смерть

    По мере повествования все члены семьи умирают. Причем Арина Петровна  умирает в старости, а причиной смерти  Владимира Михайловича, Степана, Петра, Порфирия является пьянство. Дочь Анна, попав в общество, сбегает с военным, который впоследствии ее бросает, после чего она умирает в молодом возрасте. Самоубийством заканчивают жизнь внуки Владимир и Любинька. Внук Петр умирает по дороге в ссылку за растрату казенных денег. Из-за пьянства на пороге смерти находится внучка Анненька.

    Пагубные пристрастия

     - алкоголизмом страдали практически все члены семьи;

    - карты (проигрыш казенных денег Петром Головлевым).

    Внешние риски

    Отмена крепостного права

    Составив баланс семьи можно сделать следующие выводы:

    В семье Головлевых из всех составляющих семейного состояния остается только финансовый капитал. Из всех рисков, с которыми столкнулась данная семья, не удалось справиться ни с одним. Главный риск - обесценивание человеческого капитала. Мы не видим искреннего переживания по отношению друг к другу ни у одного члена семьи. Головлевы не понимали, что в условиях отсутствия роста человеческого и интеллектуального капиталов финансовый капитал может расти, но не сыграет значительной роли в долговременном сохранении семьи. Без человеческого капитала нет семейных активов – нет и семьи. Поэтому перспективы у семейства Головлевых отсутствуют.

    Заключение

    Выдвинутая мною гипотеза нашла подтверждение. Мне удалось на основе составленных балансов семей Ростовых и Головлевых оценить устойчивость этих семей и перспективы их развития.

    Составление семейного баланса позволило сформулировать следующий вывод: одним из инструментов системы управления семьей является семейный баланс, так как он позволяет оценить перспективы развития семьи. Поэтому в будущем я вместе с членами моей семьи буду составлять такой баланс, чтобы на семейном совете обсудить имеющиеся активы, учесть риски, выяснить, как эти риски погасить, увидеть перспективу развития нашей семьи.

    Проанализировав положительный опыт Ростовых и отрицательный опыт Головлевых  в деле сохранения семейного состояния можно сделать следующие выводы:

    1. Чтобы успешно сохранять семейное состояние семья должна представлять собой сплоченную социальную группу людей с общими ценностями.
    2. Задача семьи – способствовать стремлению каждого её члена к счастью и при этом, в течение длительного времени, оставаться единым целым.
    3. Главным в семейном состоянии являются человеческий и интеллектуальный капиталы.
    4. Росту человеческого и интеллектуального капиталов способствуют семейные традиции, семейное воспитание.
    5. Финансовый капитал, с одной стороны, инструмент для роста человеческого и интеллектуального капиталов, а с другой стороны, следствие успешного управления этими капиталами.

    Библиография.

    1. Толстой Л.Н. «Война и мир» в 4 т.: М.:Дрофа. 2008;
    2. Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлевы»: Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1977;
    3. Джеймс И. (Джей) Хьюза-младший «Богатство семьи: Как сохранить в семье человеческий, интеллектуальный и финансовые капиталы»: М.: библиотека Сбербанка, 2013.
    Категория: работы учеников | Добавил: Татьяна
    Просмотров: 113 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    новости образования
    Форма входа
    статистика
    2024-05-19 11:42 AM
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Comments: 5
    Photo: 164
    News: 18
    Downloads: 50
    Publisher: 43
    Ad-board: 7
    Гостевая книга: 277
    Тесты: 10
    Данное эссе-это рассуждения, в первую очередь, рефлексирующего педагога, для которого предметом педагогического интереса является собственная деятельность. Между строчек так и слышатся вопросы: что я делаю, зачем я это делаю,почему я это делаю именно так, а не иначе? Другими словами, Вы стараетесь определить индивидуальные смыслы своей педагогической деятельности. Кроме того, Вы стараетесь видеть собственные проблемы и решать их. Вы как будто спрашиваете себя: Чего я хочу и что мне мешает это получить? Педагог, склонный к проблематизации, отходит от нерефлексивного отношения к своей практике, он начинает разбираться в себе, а понимая себя, он начинает лучше понимать другого человека. Татьяна Николаевна, Вы -учитель математики, но видно, что предмет не заслоняет ребенка, Вам интересен не столько предмет, сколько ребенок в этом учебном предмете. Сейчас много говорят о том, что основная проблема школы - не ребенок, а педагог, каким будет педагог, таким и будет образование, обучение, развитие. Мы часто слышим о гуманистической психологии, с точки зрения которой педагог должен быть с позитивной Я -концепцией. В своей практике я встречалась с учителями с негативной Я-концепцией, которые стремились свести к минимуму межличностное взаимодействие с детьми. Здесь же мы видим, что данный педагог готов общаться с любым ребенком и принимать его таким, какой он есть. Мне кажется, учитель, сравнивший урок с музыкой, - это гибкий,открытый, искренний педагог, с доверительно - диалогическим стилем общения, педагог, внутренне принимающий себя, а значит, и других. Желаю Вам, Татьяна Николаевна, творческих успехов!

    Да, Светлана Алексеевна, я ее в Сократовских чтениях публиковала

    Спасибо за эссе, сразу хочется творить, с Вашего разрешения мы поместим, под Вашим авторством это эмме на сайт учителей математики Забайкалья



    srets@mail.ru
    Сделать бесплатный сайт с uCoz